28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

В чем заключается теория сепарации-индивидуации Малер?

РедактироватьВ избранноеПечать

Маргарет Шонбергер Малер (Margaret Schönberger Mahler, 1897–1985) — известный психоаналитик. Внесла большой вклад в психодинамические представления о развитии ребенка, создав теорию сепарации-индивидуации.

 

Она родилась в Венгрии, в еврейской семье. Ее отец был преуспевающим врачом, а мать — домохозяйкой, которая, несмотря на то, что муж «обожал ее», чувствовала себя «глубоко несчастной».

 

В детстве Маргарет была болезненным ребенком, и ухаживал за ней в основном отец. Позже ей казалось, что мать хотела, чтобы она умерла. Отношение к младшей сестре Маргарет, Сюзанне, было другим, мать любила и принимала ее, и это, как позже отмечала Малер, только увеличивало ее ощущение отвергнутости.


Малер обратилась к миру отца: миру «интеллекта, медицины и науки». Отец воспитывал ее «как мальчика», и однажды с гордостью сказал друзьям: «У меня есть дочь, с которой я могу обсуждать математику и политику». Закончив школу, Маргарет решила поступать в гимназию в Будапеште, в чем ее поддержал отец. Малер стала второй женщиной, покинувшей свой родной город ради высшего образования. Попав в Будапешт, вскоре она вошла в кружок психоаналитиков, где познакомилась с Ш. Ференци, М. Балинтом и другими.


В 1916 году Малер поступила в Будапештский университет, где начала изучать историю искусств, но вскоре покинула факультет, решив заниматься медициной. Проучившись еще три семестра, она перевелась в Мюнхенский университет для прохождения клинической практики по педиатрии. Столкнувшись с растущими проявлениями антисемитизма, весной 1920 года Малер отправилась в Йенский университет. В Йене она столкнулась со случаем, сыгравшем значительную роль в ее работе. Отец привел своего единственного сына, дошкольника, в клинику из-за медленного физического развития. Никогда раньше не разлучавшийся с сыном отец оставил его в клинике на ночь, и этой ночью ребенок умер. Отец вернулся на следующий день, чтобы забрать мальчика домой, после того, как увидел сон о том, что повалил в лесу дерево, и этим деревом был его сын. Медицинского объяснения смерти ребенка не было. Малер пришла к выводу, что мальчик был симбиотически связан с отцом и не смог пережить разрыв.

 

Малер закончила обучение в 1922 году, и, поскольку не могла практиковать в Германии, отправилась в Вену. Там она познакомилась с А. Айхорном, который оказал большое влияние на развитие ее психоаналитических взглядов. В 1926 году Маргарет Шонбергер начала учиться в Венском психоаналитическом институте и семь лет спустя вступила в ряды психоаналитиков, продолжая работать с детьми. В 1936 году она вышла замуж за Пола Малера.


Когда нацисты аннексировали Австрию, практически все психоаналитическое сообщество эмигрировало в Британию или Америку, включая и семью Малер. В октябре 1938 года они приехали в Нью-Йорк. Получив лицензию, Маргарет Малер продолжила практику. Поворотной точкой для нее стал конец 1950-х, когда она открыла детский центр в Манхэттене. Там она разработала модель терапии, подразумевающую активное участие матери в терапии ребенка. Здесь Малер исследовала симбиотический детский психоз, который  рассматривала как нарушение нормального процесса развития. Вскоре, однако, она пришла к выводу, что  гипотеза о сепарации-индивидуации должна быть проверена на нормальных детях: одного только изучения больных недостаточно для того, чтобы понять, каким путем идет развитие в норме. К исследованиям присоединились Ф. Пайн, А. Бергман и Д. Макдевитт. Период с 1958 по 1975 стал для нее самым продуктивным. За это время она и ее коллеги опубликовали около 30 работ, которые перевернули психоаналитическую теорию развития.

 

Источник информации:

  • apsa.org — Coates, S.W., John Bowlby and Margaret S. Mahler: Their lives and theories.

Теория сепарации-индивидуации

Малер и ее коллеги изучали нормальных младенцев и нормальных матерей в естественной обстановке игровой комнаты, наблюдая возникновение объектных отношений в первые три года жизни. Малер особенно интересовал процесс формирования внутрипсихических структур в контексте нормальных отношений матери и младенца. Она стремилась раскрыть, с одной стороны, что способствует формированию внутрипсихических структур, которые в итоге позволяют ребенку функционировать независимо от объекта, с другой – что способствует патологии этих структур. Под влиянием работ Хартманна и Якобсон Малер считала, что образующиеся психические репрезентации «я» и объекта являются базовыми для формирования и функционирования Эго и Суперэго. 

 

М. Малер исходила из предположения, что способность ребенка различать себя и другого человека развивается постепенно в течение раннего детства. Совсем маленький ребенок может распознавать различные аспекты внешнего мира, и лишь постепенно ему удается сформировать целостный психический образ-отражение — репрезентацию — матери, а также уникальный, стабильный и психически репрезентированный образ самого себя, отличающегося от своего первичного объекта любви.

 

В психическом развитии ребенка выделяются фазы и субфазы:

  • Фаза «нормального аутизма» (0–1 мес);
  • Фаза симбиоза (1–5 мес);
  • Фаза сепарации-индивидуации (5–36 мес):
  1. субфаза дифференциации (5–9 мес);
  2. субфаза практики (9–15 мес);
  3. субфаза воссоединения (15–24 мес);
  4. субфаза консолидации объектов.

Новорожденный, находящийся на стадии, названной Малер фазой «нормального аутизма», поглощен собственным внутренним миром и телесными ощущениями. Мать при этом защищает новорожденного от потрясений и травмирования внутренними стимулами и помогает ему постепенно перейти от сосредоточения либидо исключительно на внутренних процессах организма к возрастающему чувствительному восприятию внешнего мира.

За этой стадией следует фаза симбиоза, продолжаюшаяся с первого до пятого-шестого месяца жизни. Это состояние, в котором «я» еще неотделимо от «не-я», и едва начинают обнаруживаться различия между «внутри» и «снаружи». «Симбиозом» Малер метафорически называет предполагаемое состояние психического единства матери и ребенка. Согласно Малер, до симбиотической фазы ребенок не может отличить снимающую напряжение материнскую заботу от явлений собственного телесного функционирования. Но постепенно возникает смутное восприятие того, что удовлетворение потребности связано с чем-то извне. Со временем качества «приносящий удовольствие» и «причиняющий боль» начинают относиться к матери; в памяти формируются следы, связанные с «приятными» и «неприятными» чувствами. Это кладет начало формированию частичных, разрозненных образов объекта и собственного телесного «я».

В течение этой фазы ребенок начинает развивать внутреннюю «идею матери». Когда он узнает, что мать приносит помощь и удовольствие, младенец начинает успокаиваться, даже услышав звуки ее голоса из соседней комнаты. Способность использовать образ матери содействует развитию возможности откладывать удовлетворение. Внутренняя идея матери начинает осуществлять успокаивающую функцию в психике, постепенно приводя к более развитой способности контролировать собственное настроение, предвосхищая будущее удовлетворение. Впоследствие опыт материнской заботы интериоризуется, и ребенок приобретает способность в определенной степени успокаивать сам себя и уменьшать тревогу. Ответы матери на сигналы, которые подает ребенок, в конечном итоге приводят к развитию способности использовать собственные аффекты в сигнальных целях. Созревание этих способностей происходит после симбиотической фазы, но напрямую зависит от благополучных ранних отношений ребенка и матери.

Таким образом, согласно теории Малер, младенец на стадии симбиоза существует в состоянии единства с матерью. Однако ему предстоит процесс разделения и обретения собственной, отдельной и отличной от матери индивидуальности, к чему ведет дальнейшее развитие взаимоотношений в диаде. Успешность преодоления периода сепарации-индивидуации напрямую зависит от качества более ранних отношений матери и ребенка.

Нужно отметить, что возрастные границы описанных ниже этапов не являются жесткими: субфазы перекрываются; время их прохождения варьирует у разных детей.

К 5 месяцам, как правило, между матерью и ребенком устанавливается специфическая связь. Ребенок узнает мать, связывает с ней «хороший» и «плохой» опыт, начинает смутно понимать, что справиться с плохими событиями позволяет материнская забота.

Внешний мир все больше начинает восприниматься как источник удовольствия и стимуляции. Ребенок активно исследует свое окружение, в особенности материнское лицо и тело, что помогает ему в дифференциации собственного тела от тела матери.

На протяжении стадии дифференциации ребенок нерешительно экспериментирует с физической сепарацией от матери. Он часто сползает с ее коленей и играет у ее ног, стараясь держаться как можно ближе. Познакомившись с материнским лицом, ребенок начинает изучать других людей, сравнивая черты их лиц с лицом матери. Он обнаруживает, что мать — уникальный объект, обладающий своей индивидуальностью. Это одновременно и первый шаг к константности объекта, и показатель развития способности оценивать объект любви.

В реакции ребенка на незнакомцев есть и страх, и любопытство. Если симбиотическая фаза была пройдена успешно, ребенок воспринимает незнакомых людей скорее с любопытством и удивлением; если же базовое доверие не было достигнуто, то он в большей степени проявляет тревогу.

Один из ранних способов самоуспокоения — использование ребенком неодушевленного объекта, того, что Д. Винникотт назвал переходным объектом. Винникотт предположил, что для того, чтобы сепарация могла состояться успешно, необходимо существование особого «потенциального пространства» между матерью и ребенком. Для его возникновения необходимо установившееся на более ранних стадиях ощущение надежности матери и доверия ей. Это третье пространство, не являющееся, по мнению Винникотта, ни внутренним, ни внешним, начинается с аутоэротического феномена — сосания пальца — и развивается к первой мягкой игрушке, кукле, другим игрушкам, постепенно развертываясь на всю промежуточную область между внутренним и внешним, область культурного опыта.

Первый переходный объект, обладающий исключительной значимостью для ребенка, репрезентирует как внутренний, так и внешний материнский образ и создает ощущение комфорта, которое вызывает присутствие матери, даже тогда, когда ее нет рядом. Благодаря этому переходный объект помогает ребенку справляться с чувством покинутости и способствует переходу младенца из состояния слияния с матерью в состояние отношения к ней как к внешнему и отдельному объекту. Перемещение либидо в переходный объект служит как для защиты против поглощения в симбиозе, так и для облегчения структурирования и адаптации к внешнему миру. Предполагается, что переходный объект исчезает примерно ко времени установления либидного постоянства объекта.

Малер разделяет субфазу практики на ранний и поздний периоды. Первичная практическая субфаза начинается тогда, когда ребенок становится способен ползать, вставать, карабкаться, выпрямляться. Увеличивающиеся двигательные возможности расширяют границы мира ребенка.

Несмотря на то, что теперь он исследует окружающий мир на большем расстоянии от матери, ему все еще требуется ее поддерживающее присутствие. В течение всего периода практики ребенок возвращается к матери для «эмоциональной дозаправки». Это может быть встреча взглядами, звук ее голоса или тактильный контакт, что зависит от предпочтений матери. Большинство детей удаляются от матери, мало беспокоясь о том, где она находится. Вероятно, в этот период они еще не полностью осознают, что мать — не часть их самих, и удивляются, когда она не оказывается автоматически рядом, чтобы им помочь.

 

Вторая часть субфазы, период практики как таковой, начинается со свободного хождения. Теперь границы мира, доступного ребенку, значительно расширяются во всех направлениях.

На протяжении всего этого периода ребенок полон энтузиазма, радости, оживления. Он испытывает удовольствие не только от собственных достижений и новых открытий, но и, согласно Малер, возможно, от чувства, что он удаляется от материнской орбиты, отходит от тенденции слияния с матерью. Вместе с этим, по наблюдениям Малер, когда ребенок замечает, что мать покинула комнату, его активность падает, интерес к окружающему уменьшается. Когда мать возвращается, это состояние пониженного настроения исчезает.

Ребенок в это время проявляет активное удовольствие от использования всего своего тела. Он все больше осознает свое тело, его границы и его функции. Постепенно он интегрирует такую осведомленность с восприятием ощущений внутри тела.

В своих действиях ребенок, начинающий ходить, подражает тем, кого он любит, и идентифицирует себя с ними. Это уподобление способствует формированию рождающейся идентичности ребенка. Постепенно он начинает согласовывать свои чувства с появляющимся осознанием чувств других людей и стремится привлечь их, чтобы они разделили с ним его удовольствия.

На протяжении субфазы практики нарциссизм находится на своем пике. Ребенок верит в собственное магическое всемогущество. Можно сказать, что он переживает грандиозность образа Я, которая возникает, с одной стороны, благодаря собственному автономному функционированию, с другой — из продолжающейся фантазии о слиянии со всемогущим родителем.

К моменту благополучного завершения субфазы практики появляющиеся Я-репрезентации насыщаются позитивным катексисом, что закладывает основу для достижения здорового вторичного нарциссизма, под которым понимается позитивная самооценка и любовь к себе.

Третья субфазавоссоединение — начинается тогда, когда хождение полностью освоено. Воодушевление и радость от достижений и исследования начинают уменьшаться, проходит новизна. Ребенок сталкивается с необходимостью справляться с расширяющейся внешней и внутренней реальностью. Становится заметно затухание невосприимчивости к фрустрации. Удары и падения, которых ребенок совсем недавно не замечал, начинают его расстраивать. Теперь он должен встретиться лицом к лицу со своими реальными ограничениями и недостатком сил. Иллюзии собственного всемогущества приходит конец.

Мать снова приобретает важность: теперь ребенок озабочен ее местонахождением и активно стремится приблизиться. Он пытается постоянно взаимодействовать с ней, с отцом и другими знакомыми взрослыми. Этот возобновившийся интерес к матери является следствием растущего осознавания ее как отдельного существа. Когда ребенку удается вызвать ее ответное внимание, пугающее понимание отделенности временно отходит на второй план.

Медленно и болезненно ребенок обнаруживает, что желания матери не всегда совпадают с его собственными. Он оказывается в амбивалентной ситуации, одновременно и стремясь остаться рядом с ней, и пытаясь расширить область своей автономии; чувствуя желание угодить ей и злость, направленную против нее. Это проявляется в поведении как сменяющие друг друга негативизм и прилипчивость.

Всемогущее единство восстановить невозможно, и со временем начинает разрушаться и представление о всемогуществе родителей, которым теперь не так легко угадать и удовлетворить потребности ребенка.

Появляются новые ограничения: в этом возрасте обычно начинается приучение к туалету. Возникают характерные для анальной фазы ревность и чувство собственности. В то же время ребенок обнаруживает анатомические половые различия. Страх сепарации усиливается тем, что ребенок еще не полностью разделяет свои и материнские желания, поэтому для него собственное стремление удалиться от нее означает, что она тоже хочет его покинуть. Таким образом, во время субфазы воссоединения появляются ри базовых страха: страх потери объекта, страх потери любви объекта и страх кастрации.

Задача матери на этом этапе — справляться с поведением ребенка без ответной агрессии, но устанавливая твердые ограничения. Ее любовь и принятие смягчают амбивалентность и интерперсональный и внутриличностный конфликты, однако трудности во взаимоотношениях, вероятно, неизбежны.

К окончанию третьей субфазы любовь и надежность матери помогают ребенку уменьшить амбивалентность и интер- и интраперсональные конфликты. Ее репрезентации в психике ребенка как «хорошего объекта» создают то чувство безопасности и комфорта, которое обеспечивало раньше ее физическое присутствие. «Хорошесть» материнских репрезентаций также ассимилируется Я-репрезентациями ребенка. Формируется психическая структура, позволяющая ему функционировать относительно независимо от матери.

Конфликты между желаниями ребенка и запретами родителей, так же как конфликт между чувством беспомощности и желанием порадовать родителей постепенно разрешаются благодаря выборочной идентификации как с матерью, так и с отцом. В целом, идентификация является основной защитой, используемой ребенком против тревоги и депрессивного аффекта. Он идентифицируется с теми аспектами материнского объекта, которые могут успокоить его, когда он чувствует страх потери объекта или других опасностей, а также теми, которые помогают ему контролировать собственные импульсы и осуществлять внутреннюю регуляцию.

Развитие речи позволяет ребенку выражать свои желания и таким образом приобрести больший контроль над окружением. Более сложная игра дает возможность символически выражать фантазии.

Малер отметила, что индивидуальные особенности субфазы воссоединения сильно различаются у разных детей: способность справляться с трудностями отделения зависит как от всего предыдущего развития, так и от текущих взаимоотношений с матерью. Каждый ребенок вырабатывает свои собственные способы совладания.

Как правило, благополучное разрешение кризиса воссоединения готовит ребенка к эдиповой фазе: происходит дифференциация и интеграция объектов; эго приобретает контроль над агрессивными импульсами; развитие здорового вторичного нарциссизма служит для того, чтобы облегчить болезненные разочарования, связанные с эдиповой стадией.

Субфаза консолидации объектов. С разрешением кризиса воссоединения происходит интеграция хороших и плохих репрезентаций Я и объекта. Это ведет к восприятию матери и себя как целостных и независимых друг от друга существ, обладающих как хорошими, так и плохими качествами.

Происходит достижение константности объектов. Теперь во время физического отсутствия матери ее может заменять, по крайней мере частично, внутренний образ, который остается относительно стабильным, и которому не могут нанести значительный вред негативные эмоции ребенка.

Ребенок становится способен к более зрелым объектным отношениям, более последовательно выражает любовь и доверие, начинает относиться к объекту любви с вниманием и уважением.

Достигается относительная константность Я, под которой авторы понимают восприятие себя как отдельного существа, обладающего стабильностью во времени и пространстве независимо от состояния.

Малер и МакДевитт предполагали, что объектная константность продолжает развиваться в течение всего детства и подросткового периода и редко достигается полностью. В отличие от предыдущих, четвертая субфаза не завершается в определенное время, а продолжается всю жизнь.

 

Источники

  • Edward J., Ruskin N., Turrini P. Separation/individuation: Theory and application. — New York: Gardner Press, 1991.
  • psyjournal.ru — Малер М., Мак-Девитт Дж. Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2005. — № 2.
  • koob.ru — Винникотт Д. Игра и реальность.
  • psylib.org.ua — Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития.

Последнее редактирование ответа: 24.02.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«В чем заключается теория сепарации-индивидуации Малер»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.