28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

Что такое товар?

РедактироватьВ избранноеПечать

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

 

Происхождение слова «товар»

 

Русское слово «товар», по мнению М. Фасмера, произошло от тюркского taua («тауар»), которое и в ряде современных языков имеет значение «товар». В уйгурском языке tavar обозначало имущество, скот — что, возможно, и является исходным значением слова.

 

Товар как экономическая категория

 

Адам Смит в анализе процесса обмена указывал на наличие в любом товаре одновременно двух различных категорий: «потребительной стоимости» (ценность для потребителя) и «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене товарами).

 

Марксизм рассматривает товар как единство потребительной стоимости и стоимости. Товар здесь:

  • «внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности»
  • вещь, обмениваемая на другую вещь, то есть, как продукт труда, произведённый для продажи.

В этом ракурсе Карл Маркс выделял два свойства товара:

  • потребительную стоимость, как способность товара удовлетворять потребность в использовании его полезных свойств (и тем самым обеспечить спрос);
  • стоимость, как воплощение затрат труда (обеспечивающих предложение).

В нормальных, идеальных условиях товары продаются «по стоимости», то есть в соответствии с денежной оценкой трудозатрат, связанных с производством товара.

 

Марксистская политическая экономия строго разграничивает категории цены и стоимости товара:

  • стоимость товара есть эквивалент общественно-необходимых затрат труда на его производство;
  • цена товара есть денежное выражение стоимости.

При этом на реальном рынке цена как сумма, фактически уплачиваемая за товар, отклоняется от стоимости в силу разных причин.

 

По общему правилу, цена всегда так или иначе превышает стоимость. Цена всегда выше уровня, обеспечивающего производителю возможность простого воспроизводства, так как нормой полагается воспроизводство расширенное. Но часто цена превышает и этот уровень, формируя источник сверхприбыли. Обратный случай — когда производитель вынужден продавать товар, не покрывая своих затрат на производство — рассматривается как аномалия, исключение, признак экономического кризиса, деградации. Производитель, систематически не покрывающий своих затрат, «проедает» свой капитал и рано или поздно перестаёт существовать как капиталист, как производитель.

 

Редкость, ограниченность предложения товара — важная, но не единственная причина завышения товарных цен. В этом же направлении действуют: ценовые сговоры и другие приёмы монополистического ценообразования, стихийная и организованная спекуляция, факторы национальной и международной конъюнктуры, психотропное воздействие рекламы, маркетинговые манипуляции (брендинг, спекуляция на чувстве страха за здоровье, на стремлении казаться представителями привилегированных классов) и т.п.

 

Отсутствие в капиталистическом рынке встроенного механизма, который нейтрализовал бы стремление продавца к завышению цен над стоимостью, является одной из предпосылок ценового фактора инфляции — непреодолимой хронической болезни рыночной экономики.

 

Определение Ф. Котлера

 

По Ф. Котлеру, товар — это всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Разница в определениях, даваемых товару сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности заключается в том, что в последнем определении закамуфлировано участие живого труда в создании товара; собственно труда в этом определении и не видно. Получается, что и обретенные любым другим способом (не обязательно трудовым) вещи, предметы (как и идеи, информация) в руках определенной категории людей могут стать товаром.

 

Особенности современных товаров

 

Часть современных товаров невозможно отнести к предметам: электроэнергия, информация, квота на выбросы озоноразрушающих и парниковых газов, рабочая сила. Часть товаров никогда непосредственно не удовлетворяет человеческих потребностей и не используется в технологических процессах: ценные бумаги, деньги (особенно бумажные и электронные). Над частью товаров покупатели не получают полного права собственности: компьютерная программа, фонограмма, видеокассета. Есть товары, к появлению которых человек не имеет никакого отношения: можно купить себе кусочек Луны, Марса или дикого леса. Сегодня самостоятельным товаром может выступать любое право на что-либо. При изготовлении вещи сразу же возникают различные права на эту вещь. В начале развития товарного обмена сама вещь была носителем всех прав, которые передавались вместе с передачей вещи и отдельно не вычленялись. Возможно, первым отделилось право пользования в виде аренды. Организационное, юридическое, техническое развитие общества позволило разделить некогда единое право собственности на большое число отдельных прав и независимо друг от друга передавать их от одного лица к другому. Сегодня вещь часто передается как приложение к приобретённому праву (полной собственности, пользования, прослушивания).

 

Товарная единица

 

Товар — это обобщенная категория рыночной экономики. Обособленная же товарная целостность, которую можно выделить из общей товарной массы по показателям размеров, внешнего вида, цены и некоторым другим параметрам, будет представлять собой товарную единицу. Так, в частности, туалетное мыло — товар. Упаковка же мыла Duru из трех брикетов весом по 150 г каждый, с запахом лимона, по цене X руб. за упаковку — товарная единица. Таким образом, товарная единица представляет собой часть целого, и поэтому требует к себе иного, дифференцированного подхода. Со стороны производителя эта дифференциация должна проявляться в действиях, направленных на создание достаточно большого разнообразия моделей, марок, сортов товаров, на снабжение их всевозможной удобной упаковкой и т.п.. Со стороны продавца — в маневрировании ценами, обеспечении наиболее удобных условий продажи, в послепродажном поведении и т.п. И для производителя, и для продавца здесь в конечном итоге открывается широкое поле для маркетинговой деятельности.

 

Юридические определения

  • Согласно ГОСТ Р 51303-99, товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
  • В Таможенном праве РФ товары — перемещаемые через государственную или таможенную границу предметы, являющиеся объектами внешнеторговой купли-продажи или мены (бартера).

Товарное производство

Товарное производство — это такой вид организации производства, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. Возникает из-за общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями.

Простое товарное производство — это производство продуктов для обмена между самостоятельными частными производителями-крестьянами и ремесленниками. Его существенные черты таковы:

  • общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства.
  • частная собственность на средства производства и продукты труда.
  • личный труд собственника на средства производства,
  • удовлетворение общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда.
  • экономическая связь между людьми осуществляется через рынок, то есть носит общественный характер.

При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер.

Происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами. В новом качестве товарное производство связано с утверждением капиталистического способа производства в процессе первоначального накопления капитала, которое образует предысторию капитала, и включает две стороны:

  • превращение массы производителей в лично свободных, но в то же время лишенных всяких средств производства с одновременным появлением «нового товара» — рабочей силы (насильственное обезземеливание крестьянства);.
  • сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства (появление первых капиталистов через колониальные системы, системы государственных займов, налоговые системы, системы протекционизма).

Типичные черты развитого товарного производства:

  • является открытым;
  • происходит на основе углубления общественного разделения труда;
  • облегчено применением машинной техники;
  • экономическое обособление производителей.

Источники и дополнительная информация:

  • ru.wikipedia.org — материал из Википедии о товаре;
  • ru.wikipedia.org — материал из Википедии о товарном производстве;
  • esperanto.mv.ru — К. Маркс «Капитал», том I , гл.1. Товар;
  • kursach.com — товары, классификация товаров;
  • good-reklama.ru — товар: определения и классификации.

Дополнительно на Genon.ru:

Последнее редактирование ответа: 22.10.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать


Посмотреть «товар» в словарях и энциклопедиях:

ЯndexВикипедияКругосветKM.RU@mail.ruGoogle

«Что такое товар»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.