28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

Как создавался памятник Петру I "Медный всадник"?

РедактироватьВ избранноеПечать

Медный всадник — памятник Петру I, выполненный скульптором Этьеном Фальконе при помощи своей ученицы Мари-Анн Колло, на площади Декабристов (бывшей Сенатской) в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина.

 

История создания памятника такова:

 

В 1765 году по рекомендации Дидро русский посол в Париже от имени Екатерины II предложил французскому скульптору Этьену-Морису Фальконе взяться за сооружение памятника Петру Великому. Скульптор прожил в Петербурге 12 лет, самоотверженно работая над монументом. Он тщательно изучил жизнь и деятельность Петра. Этьену-Марису Фальконе помогла ученица - Мари-Анн Колло. Именно она изготовила увенчанную лавровым венком голову Петра, взяв за образец прижизненную маску императора.

Скульптор изначально отверг традиционный образ монарха-победителя, восседающего на коне в облике римского цезаря с жезлом в руке. Именно такие монументы государей и полководцев украшали тогда многие города Европы. Отказался Фальконе и от предложения поместить вокруг пьедестала аллегорические фигуры добродетелей - Благоразумия, Правосудия, Трудолюбия, Попеды, попирающих ногами Ленность, Зависть, Невежество.

 

Из письма Э.М. Фальконе к Дидро:

"Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа <...> Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям.

Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою благодетельную десницу над обожаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей.

Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале - вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства своего гения он преодолел их, он быстро совершил то добро, которого никто не хотел <...> Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски".

 

Фальконе старался быть предельно точным в деталях. Для того, чтобы поза вздыбленного коня была как можно выразительнее, перед окнами мастерской скульптора построили небольшой помост, на который по многу раз в день вскакивали опытные наездники на двух лучших скакунах из императорских конюшен.

 

Особая роль была отведена пьедесталу памаятника, который Фальконе замыслил в виде скалы. Поиски камня долго велись в окрестностях Петербурга. Наконец, в 12 верстах от города, местные крестьяне обнаружили огромный камень, расщепленный ударом молнии и прозванный "гром-камень". Вес его составлял около 1600 тонн. С невероятным трудом камень был доставлен в столицу. Для его транспортировки был изобретен оригинальный способ. Везли камень на огромной деревянной платформе с медными полозьями. Под полозья подкладывали деревянные рельсы с желобами, в которых лежали медные шары. По ним при помощи воротов 400 человек катили платформу со скоростью 400 м в сутки. Сама императрица Екатерина приезжала смотреть, как его перевозят. Во время движения на скале сидели 48 каменотесов, старавшихся придать ей нужную форму. Подвезя к реке, монолит погрузили в гигантскую баржу и доставили прямо к набережной Сенатской площади. Вся операция по перевозке камня заняла почти полгода.

Памятник установили на одной из главных площадей столицы - на Сенатской.

 

Сложной задачей оказалось укрепление на пьедестале фигуры вздыбленного коня с всадником. Но выход был найден. Конь топчет землю, которая с одной стороны служит аллегорией: по словам Фальконе - "возвышает мысль", а с другой - соединяясь с хвостом коня, создает третью, почти незаметную, точку опоры.

 

Торжественное открытие памятника состоялось 7 асгуста 1782 года. проходило оно при огромном стечении народа, в присутствии императрицы Екатерины II. Среди собравшихся на площади оказался А.Н.Радищев, на которого это событие произвело столь сильное впечатление, что он описал его в письме к воображаемому читателю:

 

"Вчера происходило здесь [в Петербурге] с великолепием посвящение монумента Петру Первому в честь воздвигнутого, т.е. открытие его статуи, работы г. Фальконета

Вокруг места, где сооружался сокровенно через 15-ть лет образ изваянный Петра, воздвигнута была рисованная на полотне заслона, а хоромина, бывшая над ним, неприметно сломана, и место вокруг все очищено.

В день, назначенный для торжества, во втором уже часу пополудни, толпы народа стекалися к тому месту, где зреть желали лице обновителя своего и просветителя. Полки гвардии Преображенской и Семеновской, бывшие некогда сотоварищи опасностей Петровых и его побед, также и другие полки гвардии, тут бывшие под предводительством начальников своих, окружили места позорища <зрелища>, артиллерия, кирасирский Новотроицкий полк и Киевский пехотный заняли места на близлежащих улицах. Все было готово, тысячи зрителей на сделанных для того возвышениях и толпы народа, рассеянного по всем близлежащим местам и кровлям ожидали с нетерпением зрети образ того, которого предки их в живых ненавидели, а по смерти оплакивали <...>

Статуя представляет собой мощного всадника на коне борзом, стремящемся на гору крутую, коея вершины он уже достиг, раздавив землю, в пути лежащую <...> Крутизна горы суть препятствия, кои Петр имел, производя в действо свои намерения; змея, в пути лежащая, коварство и злоба, искавшие кончины его за введение новых нравов; древняя одежда, звериная кожа и весь простой убор коня и всадника суть простые и грубые нравы и непросвещение, кои Петр нашел в народе, который он преобразовать вознамерился; глава, лаврами венчанная, победитель бо был прежде нежели законодатель<...>"

 

На пьедестале монумента отчетливо видна надпись на русском и латинском языках: "Петру Первому - Екатерина Вторая Лета 1782", а на одной из складок плаща всадника едва заметно выгравировано на латыни: "Лепил и оливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

 

Источники:

- Википедия

- "История русской культуры 18-19 вв" (книга)

Последнее редактирование ответа: 15.12.2006

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Как создавался памятник Петру I "Медный всадник"»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.