28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

Какие налоговые стимулы существуют?

РедактироватьВ избранноеПечать

Стимул (от лат. stimulus — острая палка, которой погоняют скот) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.

 

Налоговый стимул является сложным явлением, представляющим способы воздействия с помощью норм права на налогоплательщика в целях побудить его к правомерным действиям как в области налогообложения, так и в других сферах жизнедеятельности (экономической, производственной, инвестиционной, социальной и т.д.).

 

Налоговые стимулы должны рассматриваться как разновидность правовых стимулов.

 

В теории налогового права и в налоговом законодательстве различают существующие виды налоговых стимулов:

  1. льготы,
  2. поощрения
  3. иммунитеты (последние относятся к сфере международного права).

Две тенденции в налоговой политике

 

Одним из методов налоговой политики государства выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан наибольший объем финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет отдельному налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война и т.п.

 

Очевидно, что проводимая до настоящего времени в России и других странах СНГ налоговая политика складывалась спонтанно, под воздействием сиюминутных потребностей, и применяемые средства налогового регулирования не соответствовали реальной экономической ситуации: налоги не стимулировали развитие производства, а напротив — сдерживали его. Избыточная налоговая нагрузка угнетала производство и вынуждала хозяйствующих субъектов уходить в тень вследствие усиления фискального давления на участников рынка.

 

Отношение к налогообложению лишь как к средству, обеспечивающему необходимые денежные поступления в бюджет, представляется узким: ведь помимо обеспечения необходимых поступлений в бюджет основными целями налогообложения названы стимулирование позитивных тенденций в экономике и обеспечение необходимого уровня социальных гарантий путем установления правовых стимулов в законодательстве.

 

Другим методом налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс на предпринимателей, сокращая свои расходы в первую очередь за счет социальных программ. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала и стимулирование инвестиционной активности. Проведение такой политики провозгласило российское правительство на рубеже XXI в. при подготовке второй части Налогового Кодекса РФ. Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов и  снижению налоговой нагрузки.

 

Формирование оптимальной налоговой системы посредством применения налоговых стимулов

 

Формирование оптимальной налоговой системы для России — центральная экономическая проблема общегосударственного значения. С одной стороны, сложившаяся экономическая ситуация требует от налоговой системы одновременного решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета и его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Поэтому обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей стало приоритетной задачей.

 

На данный момент налоговая политика должна определяться следующими целями:

  1. стимулирование вложения инвестиций в экономику;
  2. создание благоприятных условий для осуществления деятельности в области малого и среднего бизнеса.

Данные цели могут быть достигнуты посредством следующей системы стимулов:

  1. уменьшения количества налогов;
  2. снижения налоговых ставок;
  3. выравнивания налогового бремени между юридическими лицами и частными предпринимателями;
  4. создания благоприятной инвестиционной среды, расширения прав налогоплательщика и т.д.

Курс на общее снижение налоговой нагрузки важен для всех субъектов налоговых отношений. Это общемировая тенденция, и российское государство, следуя ей, год за годом включает стимулирующие средства, способствующие этому, в процесс взаимодействия с налогоплательщиками.

 

Смысл применения стимулов в налоговых отношениях заключается, прежде всего, в способности государства заинтересовать налогоплательщика с бóльшим энтузиазмом заниматься полезной для общества и, разумеется, для него самого деятельностью. Государство с помощью налоговых стимулов побуждает хозяйствующих субъектов осуществлять те варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественные потребности.

 

В НК РФ (ст. 56) даётся определение налоговых льгот: льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

 

Все налоговые льготы можно разделить на 3 основные группы:

  1. налоговые освобождения;
  2. налоговые скидки;
  3. налоговые кредиты.

(Подробнее о разновидностях налоговых льгот можно прочитать в статье О.Н. Паковой.)

 

Общеизвестно, что во всем мире налоговые льготы, являющиеся одним из видов стимулов, — это мощнейший инструмент воздействия государства на всю экономику, отдельные ее сферы, производство и конкретных хозяйствующих субъектов. Примером может служить ст. 21 НК РФ, которая содержит перечень прав, предоставленных налогоплательщику (получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, использовать налоговые льготы, получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит и др.).

 

Особый режим налогообложения существует в свободных экономических зонах, при осуществлении предпринимательской деятельности на территории которых предоставляются определенные налоговые льготы. В таких случаях налоговый правовой режим является стимулирующим, поскольку доминирующими элементами становятся правовые стимулы и дозволения.

 

Особый механизм налогообложения как метод стимулирования развития экономики

 

Во всех успешно модернизирующихся странах особый механизм налогообложения был первым условием привлечения иностранного капитала.

Так, Сингапур — страна, которая не только не имеет сырья, но даже и пресной воды, — начал свою модернизацию с того, что установил налог на добавленную стоимость (НДС) в размере всего лишь 3% (позже он был увеличен до 5%) и установил таможенные пошлины в размере всего 0,4%, а впоследствии сделал их нулевыми. В результате страна превратилась в «потребительский рай», и за покупками в Сингапур устремились миллионы людей. При этом был полностью отменен налог на имущество. В результате большое количество иностранцев стало покупать там жилье и офисы, стимулируя развитие рынка недвижимости. Еще одним инструментом развития рынка недвижимости послужил социальный налог — 20%, который направляется в полном объеме на строительства жилья для гражданина, который этот налог платит. В результате в Сингапуре 93% людей имеет собственное жилье (самый высокий показатель в мире). Схожая фискальная политика сформировалась в Малайзии, Корее и на Тайване, где особые налоговые стимулы давались экономическим направлениям, с которыми страна связывала свои конкурентные преимущества.

Ирландия отменила налог на прибыль в случае, если производимая продукция — товар или услуга — поставлялась на экспорт. При этом на 2 года был отменен подоходный налог для лиц, направляющих средства на создание новых предприятий. В результате многие компании из Европы стали перемещать свои головные офисы в Ирландию. В ответ на давление стран-членов Европейского Союза Ирландия повысила налог на прибыль до 10% (другие страны ЕС рассчитывали на повышение налога как минимум до 40%). Одновременно был снижен налог при производстве продукции на внутренний рынок с 50 до 10%.

КНР установила один из самых низких в мире подоходных налогов — 3,5%. Обеспечение занятости было основным приоритетом Китая; следовательно, страна поощряла размещение любых производств, требующих больших трудозатрат — пошив одежды и обуви, изготовление бижутерии, каецтоваров, зажигалок, булавок, бытовых приборов и микроэлектроники.

Индия в 1980 году фактически сняла все налоги на экспорт разработки программного обеспечения и предоставления различного рода услуг — от call-центров до медицинских консультаций. В результате экспорт услуг из Индии в США в 2007 году составил порядка 60 миллиардов долларов, что более чем в десять раз превышает российский экспорт оружия и примерно равняется российскому экспорту газа.

 

Выводы

 

Стимулирование может применяться не только для развития приоритетных отраслей или предприятий отдельных форм собственности. Оно также должно способствовать созданию дополнительных материальных условий для раскрытия физических и интеллектуальных возможностей слабо (или недостаточно) защищенных в социальном отношении граждан -инвалидов, пенсионеров, лиц, пострадавших от аварий и природных катаклизмов, детей, других категорий плательщиков.

 

Установление и применение налоговых стимулов призвано способствовать повышению позитивной активности налогоплательщика, стимулированию важных для государства процессов посредством заинтересовывания граждан в конечном результате — получении выгодных для них последствий.

 

Нельзя утверждать, что правовая наука в полной мере и всеобъемлюще раскрыла стимулирующий потенциал налогового права. Научную и практическую разработку получили лишь налоговые льготы. Другим видам налоговых стимулов ученые до недавнего времени должного внимания не уделяли.

 

Тем не менее, за правовыми стимулами вообще, и за налоговыми в частности — будущее развитие всего общества. Изучение стимулов ведет к выявлению более гуманных и демократических средств управления обществом. Лишь при рациональном, своевременном и экономически, и политически верном применении налоговых стимулов государство может рассчитывать на относительно честные и обоюдовыгодные отношения с налогоплательщиками.

 

Источники и дополнительная информация:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Проспект, 2000. 288 с. (часть 1, часть 2);
  • Лайченкова Н.Н. Стимулы в налоговом праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 190 с. (часть текста в свободном доступе);
  • Пакова О.Н. Налоговые стимулы и их регулятивный характер // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». № 3 (11), 2003. ISBN 5-9296-0146-1 (скачать в формате .pdf);
  • pnalog.ru — налоговые стимулы (льготы и преференции);
  • finance.tut.by — налоговые стимулы в модернизирующихся странах (В. Цепкало).

Последнее редактирование ответа: 19.01.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Какие налоговые стимулы существуют»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.