28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

В чем состоит цель корпоративной культуры?

РедактироватьВ избранноеПечать

В современных управленческих технологиях все большее значение приобретает работа с человеческим капиталом, которая включает в себя множество аспектов: повышение профессионализма сотрудников и их производственной эффективности, управление лояльностью и работоспособностью людей и групп, снижение конфликтности и уровня стресса в коллективе.

 

Ключевым системным инструментом в области управления человеческим фактором является корпоративная культура организации. Очень часто в основе успехов и неудач фирмы лежат причины, прямо или косвенно относящиеся к ее корпоративной культуре. Стиль руководства, психологический климат в коллективе, сложившийся имидж организации – все это не может не влиять на работы любого предприятия. Менеджер должен уметь предвидеть последствия своих решений, в том числе и в культурологическом аспекте.

 

Вопросам исследования сущности корпоративной культуры посвящено множество работ. Исследование данной темы было бы невозможно без работ таких зарубежных авторов, как Э. Шейн, Т. Янц, К. Камерон и Р. Куинн. Кроме того, интересными представляются работы В.А. Спивака и В.В.Томилова, а также А.В. Бандурина, И.Н. Герчиковой и другие.

 

Корпоративная культура рассматривается как специфическая форма существования взаимосвязанной системы, включающей в себя:

  • иерархию ценностей, доминирующую среди сотрудников предприятия;
  • совокупность способов их реализации, преобладающих в организации на определенном этапе ее развития.
  •  

    Источниками формирования корпоративной культуры выступают:

  • система личных ценностей и индивидуальные способы их реализации;
  • способы, формы и структура организации деятельности, которые объективно воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;
  • представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся групповых ценностей.
  •  

    Механизм формирования корпоративной культуры заключается во взаимном воздействии ее источников. Пересекаясь, они ограничивают область реально возможных на данном предприятии способов реализации личных ценностей и тем самым определяют их доминирующее в коллективе содержание и иерархию. Иерархическая система выделенных таким образом ценностей порождает наиболее адекватную ей совокупность способов их реализации, которые, воплощаясь в способах деятельности, формируют внутригрупповые нормы и модели поведения.

     

    Корпоративная культура выражается в конкретных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются через средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Выделяют два аспекта корпоративной культуры: субъективный аспект, исходящий из разделяемых работниками предложений, ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включаются лидеры, организации, мифы, истории об организации, организационные запреты, восприятия языка общения и лозунгов. Не менее важен объективный аспект. Он связывается с физическим окружением, создаваемым в организации: здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвета и объем пространства, удобства, комнаты приема, стоянки для автомобилей и т.д.

     

    Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается организация:

     

  • Осознание себя и своего места в организации. В одних случаях ценят «маскировку» сотрудниками своих настроений, в других – поощряется их внешнее проявление. Иногда независимость и творчество проявляются через сотрудничество, в другом случае - через индивидуализм.
  •  

  • Коммуникационная система и язык общения. Использование устной, письменной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации рознится от группы к группе, от организации к организации. Жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций.
  •  

  • Внешний вид, одежда и представление личности на работе. Разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микроструктур.
  •  

  • Чем и как питаются люди, привычки и традиции в этой области. Характерна организация питания работников; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотации на питание, периодичность и продолжительность приема еды; едят ли работники разных уровней управления вместе или отдельно и т.п.
  •  

  • Осознание фактора времени, отношение к нему, его использование. Степень точности и относительности учета фактора времени у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это.
  •  

  • Характер взаимоотношений между людьми. По возрасту и полу, статусу и уровню власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов.
  •  

  • Особенности ценностей (как набора ориентиров) и нормы (как системы предположений и ожиданий в рамках определенного типа поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т.д.), как эти ценности сохраняются.
  •  

  • Трудовая этика и мотивирование. Отношение к работе и ответственность за ее качество; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; привычки, связанные с работой; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе.
  •  

  • Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, сразу становится известно ее членам по движению сотрудников в рамках организации. Критерии кадровых решений могут способствовать, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры.
  •  

    Независимо от той стадии развития, на которой находится организация, ее руководство может управлять развитием культуры двумя способами. Первый представляет собой как бы оценку сверху, которая должна вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Это предполагает наличие искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.

     

    Создание корпоративной культуры важно не только для поддержания командного духа – от нее во многом зависит безопасность компаний. С уходом человека происходит утечка коммерческой информации, бывают случаи, когда люди пытаются важные сведения продать. К проверкам на лояльность необходимо подключать службу безопасности.

     

    Смысл корпоративной культуры состоит в том, чтобы ценности компании и человека совпадали. Это касается даже внешних проявлений, поэтому фирмы устанавливают правила поведения, которые должны соблюдаться всеми.

     

    Цель корпоративной культуры – обеспечение высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами для обеспечения лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениям, воспитания у работников отношения к предприятию как к своему дому. Приступая к работе с практическими аспектами корпоративной культуры, прежде всего, необходимо оценить ее реальное состояние в организации; нужно в простой и системной форме представить, что являет собой корпоративная культура, создать ее модель.

     

    При аудите корпоративной культуры целесообразно использовать анкетирование, типичными вопросами которого являются:

     

  • Существует ли в компании корпоративная культура?
  • Можно ли сказать, что корпоративная культура компании едина или она состоит из разных культур?
  • Равномерно ли распределено влияние корпоративной культуры в компании?
  • Каким образом корпоративная культура влияет на каждодневную жизнь сотрудников?
  • Каким образом корпоративная культура влияет на каждодневную жизнь сотрудников?
  • Что происходит в случаях нарушения кем-либо норм корпоративной культуры?
  •  

    А также могут быть использованы частные вопросы, такие как:

     

  • Какие существуют ценности в компании?
  • Существует специальный документ, в котором описан фирменный стиль?
  • Приветствуется ли инициатива в компании?
  • Как часто компания проводит общекорпоративные мероприятия и по каким поводам они происходят?
  • Насколько хорошо сотрудники компании осведомлены о содержании элементов корпоративной культуры?
  • Насколько декларированные ценности и другие элементы корпоративной культуры соответствуют личным ценностным ориентациям сотрудников?
  •  

    Анкета может использоваться в практике создания, поддержания и развития корпоративной культуры организаций, как на начальных этапах работ, так и для периодических замеров состояния корпоративной культуры.

     

    Все специалисты-практики подчеркивают высокую значимость корпоративной культуры как эффективного инструмента управления компанией; исследователи проблемы, как теоретики, так и практики, отмечают устойчивую связь между успешностью компаний и степенью развитости их корпоративных культур.

     

    Источники:

    Корпоративная культура предприятия как инструмент повышения его конкурентоспособности

    Корпоративная культура как имиджевая характеристика компании

    Каковы основные черты современного менеджмента?

    Последнее редактирование ответа: 04.12.2010

    • Оставить отзыв

      Оставить отзыв

    РедактироватьВ избранноеПечать

    «В чем состоит цель корпоративной культуры»

    В других поисковых системах:

    GoogleЯndexRamblerВикипедия

    В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.