28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

Кто такой Клод Дебюсси?

РедактироватьВ избранноеПечать

Клод Дебюсси (Claude Debussy, 1862–1918) — французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик Л. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).


Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

 

Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую «Прелюдию к „Послеполуденному отдыху фавна“» (по эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии.

 

Одно из наиболее значительных созданий Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева.

 

Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза «Море» (1905) — самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.


В некоторых произведениях — «Бергамасская сюита» для фортепиано (1890), музыка к мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры» (1912) и др. — проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений.

 

Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь — 1910, 2-я — 1913), снабжённые поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Сочинения

 

Оперы:

  • Родриго и Химена (1892, не окончена)
  • Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж)
  • Падение дома Эшеров (в набросках, 1908—17)

Балеты:

  • Камма (1912, конц. исп. 1924, там же)
  • Игры (1913, Париж)
  • Ящик с игрушками (1888)

Для оркестра:

  • дивертисмент «Триумф Вакха» (1882)
  • симфоническая сюита «Весна» (1887)
  • Прелюдия к «Образы» (Жиги, Иберия, Весенние хороводы, 1912)
  • Послеполуденный отдых Фавна — «энциклопедия» импрессионизма, — оркестровая прелюдия. Очень важное сочинение.

Для камерного инструментального ансамбля:

  • сонаты для виолончели и фортепиано (1915) 
  • сонаты для скрипки и фортепиано (1917) 
  • сонаты для флейты, альта и арфы (1915) 
  • фортепианное трио (1880) 
  • струнный квартет (1893)

Для фортепиано:

  • Бергамасская сюита (1890)
  • Эстампы (1903)
  • Остров радости (1904)
  • Маски (1904)
  • Образы (1-я серия — 1905, 2-я — 1907)
  • сюита Детский уголок (1908)
  • прелюдии (1-я тетрадь — 1910, 2-я— 1913)
  • этюды (1915)

Песни и романсы

 

Музыка к спектаклям драматического театра, фортепианные транскрипции и др.

Полный каталог произведений Дебюсси составлен Франсуа Лезюром (1977, новая редакция 2001).

 

Источники и ссылки:

  • wikipedia.org — Википедия: Дебюсси, Клод
  • classic.chubrik.ru — характеристика творчества
  • debussy.ru — биография и характеристика творчества, mp3

Последнее редактирование ответа: 24.01.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Кто такой Клод Дебюсси»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.