28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

Как отличить один способ словообразования от другого?

РедактироватьВ избранноеПечать

Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо опре­делить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой сло­ва, а не с его грамматическим вариантом.

 

I.  Если в слове один корень:

 

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приста­вочный.

 

безопасный опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);

 

соавтор автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);

 

измельчить мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);

 

 непонятный понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пони­манию»). НО:

постройка стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка построить (суффиксальный);

 

— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алго­ритма: объявление объявлять (суффиксальный).

 

2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный:

белизна — бел(ый);

поручение — поруч(ить);

уходящий уход(ить).

 

Помните: 

 

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

 

— причастия: окруженный окруж(ить); убегавший убега(ть); прочитанный — прочита(ть); жареный жар(ить);

 

— деепричастия: играя игра(ть); прочитав прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь отправля(ть)ся;

 

— наречия, оканчивающиеся на -о, -е без приставок:медленно — медленн(ый); горя­чо — горяч(ий); певуче певуч(ий);

 

— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): построй­ка построи(ть); побелка побел(ить); уважение уваж(ать); заклинание заклин(ать); испытатель — испыта(ть);

 

глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.

 

3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный:

переносица — нос;

— вчитаться — чита(ть);

— по-немецки немецк(ий).

 

4. Бессуффиксным способом (т.е. слово образовано с помощью нулевого суффикса)  образуются, как правило, существительные, обознача­ющие действие или признак как предмет:

а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);

б) путем добавления нулевого суффикса.

Отзыв отзывать; отбор отбирать; вздох вздыхать; приезд приезжать; синь — си­ний; ширь — широкий; взрыв взрывать; подпись подписывать.

 

II. Если в слове два и более корней:

 

1.  При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:

 

а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;

 

 б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).

 

2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено­косилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.

Не путать: паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) - это суффиксальный способ.

 

3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но­вое слово, состоящее:

 

а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);

 

б)  начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэВэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС — [эМЧээС] (Министерство чрез­вычайных ситуаций);

 

в)  начальных звуков исходных слов:ТЮЗ — [т'ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р'иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведение).

 

Сложение

 

Способ 

Пример

Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис)

Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. 

Сложение основ слова без соединительной гласной.

Стенгазета, турпоход, медкабинет,

профсоюз, спортзал и т. д. 

Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е

Хлебозавод, путепровод, новостройка,

овощебаза, железнодорожный,

русско-английский, отчетно-выборный и т. д 

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. 

Слияниеслов

Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый 

Сложение сокращенных основ (аббревиация)

Сложение слогов или частей слова

Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и т.д.

Сложение названий начальных букв

МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т.д. 

Сложение начальных звуков

Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т.д.

Смешанный способ

Районо (районный отдел народного образования)

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Если одна часть речи переходит в другую.

 

Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет­ская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядо­вой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.

 

Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль­тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.

 

Переход из одной части речи в другую

этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки).

 

Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало

В какую часть речи перешло, его новое значение

 

Примеры

Прилагательное (признак)

Существительное (предмет)

Учительская комната

В учительской повесили

объявление

Числительное (порядок

при счете)

Прилагательное

(признак)

Первый день наступившего года

Иванов — первый (в значении лучший) ученик

Причастие (признак

по действию)

Прилагательное

(признак)

Болеющий гриппом

Болеющий за "Зенит"

Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак

действия)

Загорал, лежа на песке

Читать лежа вредно

Существительное (предмет)

Наречие (признакдействия)

Медленны мшагом

Ехали шагом

Деепричастие

Предлог

Благодаря друга

Благодаря помощи друга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение алгоритма

«Как определить способ образования слова и не ошибиться»

 

Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения:

Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор­тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).

 

Образец рассуждения 

ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.

 

Задание 2.Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:

Пона­чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко­торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.

 

Образец рассуждения 

«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо­соб образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо­соб образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.

 

Задание 3.Определите способ образования слова «орденоносец».

 

Образец рассуждения

 

«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня — « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец»  — сложносуффиксальный

 

Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным  способом:

Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно­стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото­му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.

 

Образец рассуждения

 

1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол­жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по­зор (сущ.), унижение (сущ.).

 

2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо­вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об­разованы суффиксальным способом.

 

3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, по­зор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо­вания данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».

 

4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕ­ТЕРПЕТЬ.

 

Источник:

uchportal.ru — как правильно разобрать слово по составу.

 

Дополнительно на Геноне:

 

Последнее редактирование ответа: 29.01.2017

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Как отличить один способ словообразования от другого»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.