28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

Каков рекорд скорости поезда на магнитной подушке?

РедактироватьВ избранноеПечать

В физике левитацией называют устойчивое равновесие объекта в гравитационном поле без непосредственного контакта с другими предметами. Для левитации необходимо наличие силы, компенсирующей силу тяжести, и наличие силы, возвращающей объект к равновесному положению.

 

Вот некоторые широко известные примеры физической левитации:

  • В 2000 году голландский физик российского происхождения и будущий нобелевский лауреат Андрей Гейм совместно с англичанином М. Берри получил Игнобелевскую премию за эксперимент по левитации живой лягушки в сильном магнитном поле напряженностью 16 Тл.
  • За счет эффекта Мейснера постоянный магнит способен левитировать над сверхпроводящим основанием. С появлением высокотемпературных сверхпроводников, сохраняющих сверхпроводимость при температуре жидкого азота, демонстрировать магнитную левитацию стало значительно проще. В 1996 г. в Токио, в Международном центре сверхпроводимости была продемонстрирована магнитная левитация человека. «Подопытным» стал 142-килограммовый борец сумо, а впоследствии — и все желающие. Борец левитировал, стоя на магнитном диске, который плавал над ВТСП-пьедесталом, охлажденным кипящим жидким азотом (–196°С). Зазор между диском и тумбой был совсем не мал — около 1 см. Даже ребенок мог заставить вращаться левитирующего гиганта, и только незаметное глазу сопротивление воздуха в конце концов тормозило его свободное вращение.
  • На явлении магнитной левитации основаны поезда на магнитной подушке — маглевы. Первый в мире маглев был запущен в Западном Берлине в 1980-х годах, однако после падения Берлинской стены оказалось, что линия мешает объединению города, и она была закрыта. Линая маглева работает в составе в Шанхайского метрополитена. В Японии эксперименты с маглевом идут с 1970-х годов. На сегодня японская экспериментальная транспортная система — единственная в мире, работающая на основе сверхпроводимости. На ней в 2009 году установлен мировой рекорд скорости для поездов — 581 км/ч. Однако коммерческая эксплуатация такого транспорта пока экономически неоправдана.
  • С некоторой натяжкой к разряду левитации можно отнести полет в вертикальной аэродинамической трубе. Поток воздуха, нагнетаемый мощными насосами, удерживает в равновесии распластавшегося человека без контакта с какой-либо твердой опорой. Однако в отличие от магнитной левитации, поток воздуха оказывает сильнейшее давление и в нем невозможно находиться без защитных очков. 
  • Полет воздушного шара, казалось бы, тоже можно считать левитацией, поскольку он удерживается в воздухе без контакта с опорой. Однако на воздушный шар не действует возвращающая сила, удерживающая его на месте. А вот зависание вертолета, в принципе, можно назвать левитацией. 

Источники: 

  • hf-epr.sitesled.com — Гнобелевские премии (на сайте Института проблем химической физики РАН)
  • youtube.com — видеоролик левитируюей лягушки.
  • vivovoco.rsl.ru — Ю.Д.Третьяков, Е.А.Гудилин, Синтез «левитирующих» ВТСП-материалов: от фантастики к реальности, «Природа» №7, 1999.
  • youtube.com — видеоролик о японском маглеве с рекордной скоростью 581 км/ч (англ.) 
  • youtube.com — полет в аэродинамической трубе.

Дополнительно на Геноне: 

Последнее редактирование ответа: 22.11.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Каков рекорд скорости поезда на магнитной подушке»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.