28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

В чем смысл еврейской религии?

РедактироватьВ избранноеПечать

Иудаизм, или иудейство (др.-греч. «еврейская религия», от названия Иудейского царства) — религия еврейского народа, тесно связанная с его национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями; одна из древнейших монотеистических религий человечества (см. Монотеизм). Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним словом и строго не разграничиваются, что соответствует пониманию еврейства в самом иудаизме.
 
В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии иудаизма:

  • храмовый (в период существования Иерусалимского храма),
  • талмудический (к. I — VI вв. н.э.)
  • раввинистический (с VI в. по настоящее время).
Cовременный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения (секты) фарисеев (перушим), возникшей в Палестине в эпоху династии Маккавеев (II в. до н. э.).

 

На сегодняшний день в иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (галахи) современного ортодоксального иудаизма: ТаНаХ (письменная Тора, т.е. Ветхий завет в христианском понимании) и Талмуд (устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

Внешние символы иудаизма — семисвечник (Менора), который, согласно Библии, стоял в Храме Соломона в Иерусалиме; с XIX века в качестве символа используется также шестиконечная звезда («Звезда Давида», «Могендовид»).

13 принципов веры — основные постулаты иудаизма, сформулированные законоучителем Рамбамом (Маймонидом, 1113 — 1204 гг. ). Впоследствии они вошли почти во все сидуры (молитвенники).

Само число 13 не случайно: по еврейской традиции, это число свойств Всевышнего.

 

Каждый из постулатов начинается словами «Я верю полной верой...»:

 

1. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается.
2. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, един, и нет единства, подобного Его единству. И Он один Б-г наш был, есть и будет.
3. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не предста вить ни в каком облике и что у Него вообще нет ни какого подобия.
4. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, Он — первый и Он — последний.
5. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует.
6. ...что слова пророков истинны.
7. ...что пророчество Моше, Учителя нашего, мир праху его, было истинным, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и пришедших после него.
8. ...что вся Тора, находящая ся сейчас в наших руках, была дана Моше [Моисею] — Учителю нашему, мир праху его.
9. ...что эта Тора не будет изменена, и что не будет другой Торы от Творца, да будет Имя Его благословенно.
10. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их.
11. ...что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто преступает Его заповеди.
12. ...в приход Машиаха. И. несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день.
13. ...что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца, да будет Имя Его благословенно, и память о Нем пребудет во веки веков.

 

Согласно верованиям иудеев, Всевышний дал народу Израиля через Моисея (Моше) 613 заповедей, главными из которых являются 10, которые были записаны на каменных скрижалях перстом Божиим (Десятисловие). Из этих заповедей иудеи большое внимание уделяют четвертой — заповеди о субботе (см. Шаббат), которая, по их убеждению, служит знамением завета еврейского народа с Богом.

 

Всем другим людям и народам (неевреям) иудаизм предлагает принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: если евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (заповедей), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов сынов Ноевых (Торат Бней Hoax) . Однако иудаизм принципиально не занимается миссионерством и считает себя национальной религией еврейского народа. 

 

Ключевые представления иудаизма:

 

Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию, следствием чего является любовь Всевышнего к человеку, Его стремление помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.


Понятие о Боге как абсолютно совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.


Понятие о жизни как о диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа и  всего человечества как единого целого.

 

Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Всевышним по Своему образу и подобию.


Учение о равенстве всех людей по отношению к Богу: всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Всевышним и даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

 

У еврейского народа есть особая миссия, заключающаяся в том, чтобы донести Божественные истины до человечества и таким образом помочь всем людям приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Всевышний заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.


Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Всевышний — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

 

Учение о приходе Машиаха (Мессии), слово происходит от ивр. «помазанник», то есть царь), когда «наполнится вся земля познанием Господа»  (Ис. 2:4). Мессиях является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элияху), который был взят на небо живым.


Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

 

Многие из этих представлений были восприняты христианством и исламом. 

 

В настоящее время в иудаизме существуют различные направления и секты:

  • ортодоксальный иудаизм;
  • реформистский иудаизм;
  • консервативный иудаизм;
  • реконструктивистский иудаизм;
  • гуманистический иудаизм и т.д. ,
различающиеся своим отношением к религиозным традициям и современной культуре.

Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде «Шулхан арух». Внутри ортодоксального иудаизма есть несколько направлений — литовское (литваки), хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизмрелигиозный сионизм. Общее количество последователей в мире — более 4 млн. чел.


Религия евреев является одним из источников христианства и ислама (т.н. авраамитических религий). В целом иудаизм относится к христианству и исламу как к своему «производному», то есть как к «дочерним религиям», призванным нести базовые элементы иудаизма народам мира:

 

«... И всё происшедшее с Йешуа Ганоцри [Иисусом из Назарета] и с пророком измаильтян [Мухаммедом], который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха [Мессии], подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему... Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы» (Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, 11:4).

 

Однако с точки зрения иудаизма личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо.

 

В свою очередь, и христиане, и мусульмане считают, что их вероучения представляют собой более высокий уровень развития взаимоотношений Человека с Богом. 

 

Источники:

Дополнительно от Генон:

Последнее редактирование ответа: 05.10.2008

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«В чем смысл еврейской религии»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.