28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

Кто такие квакеры?

РедактироватьВ избранноеПечать

Квакеры (англ. Quakers, от глагола to quake — «трястись», «трепетать», «содрогаться»; официальное название — Религиозное Общество Друзей) — протестантская конфессия в христианстве, известная своими пацифистскими установками и гуманистической направленностью.

 

Квакерское движение возникло в среде радикальных пуритан (диссидентов, или нонкомформистив) в годы Английской революции середины XVII века. Первоначальное название — «Христианское общество друзей внутреннего Света». Название «квакеры», использовавшееся сначала противниками этого течения как оскорбительное прозвище, а впоследствии ставшее самоназванием, имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятна версия, согласно которой основатель данного направления — Джордж Фокс — на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном». Другая версия гласит, что ранние квакеры во время своих богослужений содрогались при снисхождении на них Святого Духа. Третья версия приписывает ранним квакерам утверждения по поводу «духовного трепета» от ощущения постоянного присутствия живого Бога.

 

Датой возникновения квакерства обычно считают 1652 год (иногда — 1648 г., когда Фокс впервые выступил с проповедью). Число последователей квакерства в мире на сегодняшний момент составляет порядка 350 000 человек. Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении) и Европе (в Великобритании).


В истории квакеров XVII века российский историк Т.А. Павлова выделяет три этапа: 

  • «революционный» (1648—1661);
  • время гонений эпохи Реставрации и пассивного сопротивления «Друзей» властям (1661—1689);
  • «конформистский» (после 1689). 

Доктрина ранних квакеров, как и протестантизма в целом, строится на базе христианского учения о грехе и спасении. В учение Общества Друзей непосредственно и в переосмысленной форме вошли общепротестантские идеи, выдвинутые М. Лютером и Ж. Кальвином в ходе Реформации в Европе: «только Писание» (sola Scriptura), «только верой» (sola fide), «только благодатью» (sola gratia), «слава только Богу» (soli Deo Gloria) и принцип священства всех верующих. На становление квакерского вероучения также повлияли пуританские установки:

  • возвращение к духу первоначального христианства;
  • аскетические элементы в миру (простота в одежде, речи и поведении);
  • новый «ковенант» (завет, договор), воспринимаемый пуританами как религиозно-национальный миф о ведущей роли Англии, которую определил ей Бог в своем плане реформации христианства, а радикальными пуританами — как идею личного договора с Богом.

Некоторые исследователи отмечают влияние немецких мистиков Якоба Бёме и Мейстера Экхарта, а также мистических воззрений фамилистов на становление квакерской теологии, особенно на взгляды сподвижника Фокса Айзека Пенингтона (Isaac Penington).

 

Радикальные пуритане противопоставили пуританской идее о «Слове» как письменном законе, выраженном в Священном Писании, идею о «Слове» как Духе, откровение которого продолжается до сих пор. Данная мысль легла в основу учения Дж. Фокса, который проповедовал о внутреннем и непосредственном откровении Духа Христа. Он выразил эту установку в своем «Дневнике» известной среди квакеров фразой «Христос сам пришел учить свой народ». Рассматривая Писание как «верный исторический очерк жизни людей Божьих и деяний Бога», «пророческий очерк событий, минувших и грядущих» и «полноценное описание всех основных принципов учения Христа», шотландский теолог и сподвижник Джорджа Фокса Роберт Баркли заявляет, что это «декларация источника, а не сам источник». Человек способен воспринимать откровение благодаря тому, что в каждом есть «Внутренний Свет» — часть божественной природы, заложенная в человеке и не являющаяся частью человеческой природы. Концепция «Внутреннего Света» стала центральной в вероучении квакеров. Понятие «Света» было синонимом для последователей Фокса следующих понятий: «Семени» (Seed), «Искры» (Spark), «Благодати» (Grace), «Духа Христа» (Spirit of Christ), «того, что от Бога в каждом» (that of God in everyone), «Внутреннего Христа» (Christ Within).

 

Большинство квакеров расценивают Библию как один из самых выдающихся источников вдохновения, но далеко не единственный. Квакеры полагают, что современные гуманитарные науки полезны для лучшего понимания Библии. Квакеры любят говорить о «внутреннем свете», который присутствует в каждом человеке. Кто-то назовёт это «совестью», или «чувством нравственности», но Друзья полагают, что это — нечто большее: часть духовного и религиозного опыта, который даёт направление в поиске человеком правильного образа жизни.

 

Если в каждом человеке есть что-то от Бога, всегда и везде, то нет нужды в каких-то особых днях, праздниках, не нужны церемонии, таинства (например, крещение или причащение). По этой же причине Дом для собраний не является священным зданием. В нём можно устроить концерт, можно есть, устраивать дискуссии, развлекаться. В нём также проводят молитвенные собрания. Для квакеров нет разделения между религией и повседневной жизнью. Всё, включая радость и страдания, плохие и хорошие поступки, которые мы совершаем, — всё это часть нашей жизни, нашего роста, процесса познания. Много лет назад один квакер так сказал о том, как воздействует на него квакерское молитвенное собрание: «Я чувствовал, что зло ослабевает во мне, и добро воскреcает». Возможно, поэтому квакеры в большинстве своём толерантны и являются оптимистами. Поскольку квакеры чувствуют, что что-то от Бога есть в каждом, они стараются найти это что-то во всём, во всех контактах: с приятными людьми и не совсем приятными, с пожилыми и молодыми, с цветными и белыми, с богатыми и бедными, с женщинами и мужчинами, с геями и приверженцами традиционной ориентации. Так они понимают мысль «возлюбите Бога и возлюбите друг друга».

 

Они стараются жить простой жизнью: не слишком втягиваться в финансовые дела, не придавать слишком много внимания собственности, состоянию, не упускать из виду что-то то, что является более важным в этой жизни. Квакеры радуются жизни, но вы не найдёте среди них азартных игроков, пьяниц, наркоманов. Они не участвуют в эксплуатации человека, в играх власти.

 

На молитвенных собраниях квакеры делятся со всеми присутствующими тем, что они нашли для себя, и таким образом они взаимно обогащают друг друга. Поскольку каждый может напрямую общаться с Богом, квакерам не нужен посредник, или священник. У Друзей нет священников, хотя некоторые члены Собрания распределяют между собой практические обязанности, которые, как это бывает в любом коллективе, надо выполнять. Друзья полагают, что такое «общение» лучше всего получается, если они встречаются в тишине, когда ничто не запланировано наперёд. Все входят в комнату и садятся в молчании. Тишина может стать очень глубокой и могущественной, и в ней, по мнению квакеров, устанавливается прямая связь межу человеком и Богом. Спустя какое-то время кто-то может почувствовать себя вдохновленным на то, чтобы встать и что-то выразить своими словами, произнести молитву или что-то прочитать из Библии или другой книги. Но общим обрамлением молитвенного собрания является молчаливое ожидание. Регулярные молитвенные собрания квакеры стараются не пропускать.

 

Квакеры полагают, что пока человек не прочувствовал веру в душе, не ощутил её как веру истинную и ценную, он не позволит этой вере править своей жизнью. По их представлениям, нет смысла в вере, которая не воплощена в практические дела. Квакеры всегда старались быть честными в работе (такой подход оказался самой лучшей политикой во многих квакерских направлениях бизнеса). Квакеры стремятся всегда говорить правду, и именно поэтому они отказываются от присяги в суде. Судебная присяга, по их мнению, подразумевает, что во всё остальное время честным быть необязательно и что существуют разные стандарты честности.

 

С самого начала квакеры были серьёзно озабочены вопросами улучшения социальных условий, вопросами защиты окружающей среды. Помощь порабощённым, заключённым, беженцам, пострадавшим от войны, престарелым,  душевнобольным, — всё это входит в список квакерских забот. Довольно много благотворительных организаций и кампаний, направленных на решение этих проблем, были основаны квакерами.

 

Кроме того, квакеры верят, что если человек следует учению и жизненному примеру Иисуса, то в обществе нет места войнам и насилию, которые не решают проблем. Квакеры никогда не теряют надежды достичь проявления в каждом человеке того, что от Бога, искры Божьей. Квакеры всегда отказывались каким либо образом способствовать войне и милитаризму. Во многих городах мира существуют квакерские центры, которые являются нейтральным местом, где, например, дипломаты могут встречаться друг с другом. Квакеры поддерживают международные проекты, в которых участвуют молодые люди из разных стран. Уильям Пенн, основатель штата Пенсильвания в США, в котором не было военных в течение 75 лет, говорил, что истинное благочестие не должно уводить людей из мира сего, а должно делать их более способными жить в нём. Квакеры полагают, что эта цель достижима, и в нынешнем мире эта цель — жизненно важная.

 

В 1947 г. две квакерские организации — Американский комитет служения Друзей и британский Совет служения Друзей — награждены Нобелевской премией мира.

 

Источники и дополнительная информация:

См. также на на Genon.ru:

Дополнительно на Genon.ru о религии:

Последнее редактирование ответа: 03.07.2010

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Кто такие квакеры»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.