28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

Почему политика приватизации, которую вела Маргарет Тэтчер стала неотьемлимой частью «тэтчеризма»?

РедактироватьВ избранноеПечать

По итогам выборов 3 мая 1979 года консерваторы уверенно победили, получив 43,9 % голосов и 339 мест в Палате общин (лейбористы получили 36,9 % голосов и 269 мест в Палате общин), и 4 мая Маргарет Тэтчер стала первой женщиной — премьер-министром Великобритании. На этом посту Тэтчер предприняла энергичные усилия по реформированию британской экономики и всего общества.

На парламентских выборах 1983 года руководимые Тэтчер консерваторы получили поддержку 42,43 % избирателей, в то время как лейбористы получили лишь 27,57 % голосов. Этому также способствовал и кризис в лейбористской партии, предлагавшей дальнейшее увеличение государственных расходов, восстановление государственного сектора в прежнем объёме и увеличение налогов для богатых. Кроме того, в партии произошёл раскол, и влиятельная часть лейбористов («банда четырёх») основала Социал-демократическую партию, которая выступила на этих выборах совместно с либеральной партией. Наконец, против лейбористов сыграли такие факторы, как агрессивность неолиберальной идеологии, популизм тэтчеризма, радикализация профсоюзов, а также Фолклендская война.

 

На парламентских выборах 1987 года консерваторы вновь победили, получив 42,3 % голосов против 30,83 % у лейбористов. Это было связано с тем, что Тэтчер, благодаря принятым ею жёстким и непопулярным мерам в экономике и социальной сфере, удалось добиться стабильного экономического роста. Начавшие активно поступать в Великобританию иностранные инвестиции способствовали модернизации производства и увеличению конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом правительству Тэтчер долгое время удавалось сохранять инфляцию на очень низком уровне. Кроме того, к концу 80 благодаря принимаемым мерам значительно сократился уровень безработицы.

 

Особое внимание со стороны СМИ уделялось взаимоотношениям премьер-министра с королевой, с которой еженедельно проводились встречи для обсуждения текущих политических проблем. В июле 1986 года британская газета Sunday Times опубликовала статью, в которой автор утверждал о существовании разногласий между Букингемским дворцом и Даунинг-стритом по «широкому кругу вопросов, касающихся внутренней и внешней политики». В ответ на эту статью представители королевы опубликовали официальное опровержение, отвергнув любую возможность конституционного кризиса в Британии. 

 

Существенное влияние на экономическую политику Маргарет Тэтчер оказали идеи монетаризма и работы таких экономистов, как Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек. Совместно с канцлером казначейства Джеффри Хау Тэтчер проводила политику, направленную на снижение прямых налогов на доход и повышение косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость. С целью снижения темпов инфляции и объёмов денежной массы была увеличена учётная ставка. В свою очередь, для борьбы с бюджетным дефицитом применялись крайне непопулярные меры: сокращены дотации оставшимся государственным предприятиям, сокращена помощь депрессивным регионам, снижены расходы на социальную сферу (образование и ЖКХ). Урезание расходов на высшее образование привело к тому, что Тэтчер стала первым послевоенным премьер-министром Великобритании, окончившим Оксфордский университет, который не получил статус почётного доктора университета (против этого выступили не только студенты, но и проголосовал управляющий совет). Созданные ею колледжи городских технологий не пользовались большим успехом. Для контроля расходов в сфере образования посредством открытия и закрытия школ было учреждено Консолидированное школьное агентство, которое, по словам Фонда социального рынка, пользовалось «необычайно диктаторскими полномочиями».

 

Часть членов Консервативной партии из сторонников Эдварда Хита, входивших в Кабинет, не разделяла политику Тэтчер. После английских мятежей 1981 года в британских СМИ открыто заговорили о необходимости коренных изменений в экономическом курсе страны. Однако на партийной конференции консерваторов 1980 года Маргарет Тэтчер открыто заявила: «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!».

 

В декабре 1980 года рейтинг Маргарет Тэтчер упал до 23 % — самый низкий показатель, который когда-либо был у британских премьеров-министров. После ухудшения ситуации в сфере экономики и углубления рецессии в начале 1980 годов Тэтчер, несмотря на беспокойство со стороны ведущих экономистов, повысила налоги.

 

К 1982 году в экономике Великобритании наметились положительные сдвиги, свидетельствовавшие о её восстановлении: уровень инфляции снизился с 18 % до 8,6 %. Тем не менее впервые с 1930-х годов количество безработных составило свыше 3 млн человек. К 1983 году темпы экономического роста ускорились, а уровень инфляции и ставки кредитования по ипотеке достигли самых низких с 1970 года показателей. Несмотря на это, объём производства по сравнению с 1970 годом упал на 30 %, а количество безработных достигло своего пика в 1984 году — 3,3 млн человек.

 

К 1987 году уровень безработицы в стране снизился, состояние экономики стабилизировалось, а темпы инфляции были относительно низкими. Немаловажную роль в поддержании экономики Великобритании играли доходы от 90-процентного налога на североморскую нефть, которые в течение 1980 годов также активно использовались для реализации реформ.

 

Согласно опросам общественного мнения, Консервативная партия пользовалась наибольшей поддержкой среди населения, а успешные для консерваторов результаты выборов местных советов сподвигли Тэтчер назначить на 11 июня парламентские выборы, хотя крайний срок для их проведения истекал только через 12 месяцев. По результатам выборов, Маргарет Тэтчер сохранила за собой пост премьер-министра Великобритании на третий срок.

 

В ходе своего третьего премьерского срока Маргарет Тэтчер провела реформу налогообложения, доходы от которого шли в бюджеты органов местного самоуправления: вместо налога, основанного на номинальной арендной стоимости дома, был введён так называемый «коммунальный налог» (подушный налог), который в прежнем размере должен был выплачивать каждый совершеннолетний житель дома. В 1989 году этот тип налога был введён в Шотландии, а в 1990 году — в Англии и Уэльсе. Реформирование системы налогообложения стало одной из самых непопулярных мер в ходе премьерства Тэтчер. Общественное недовольство вылилось 31 марта 1990 года в крупные демонстрации в Лондоне, в которых приняло участие около 70 тысяч человек. Демонстрации на Трафальгарской площади, в конце концов, вылились в мятежи, в ходе которых 113 человек было ранено, а 340 человек — арестовано. Крайнее недовольство налогом среди населения заставило преемника Тэтчер, Джона Мейджора, отменить его.

 

Политика приватизации стала неотъемлемой частью так называемого «тэтчеризма». После выборов 1983 года продажи государственных предприятий на рынке коммунальных услуг ускорились. Всего от продажи государственных промышленных предприятий правительство выручило более £29 млрд, а от продажи муниципальных домов — ещё £18 млрд.

 

Процесс приватизации, особенно убыточных государственных промышленных предприятий, способствовал улучшению ряда показателей этих предприятий, особенно производительности труда. Был приватизирован ряд предприятий в сфере добычи природного газа, водоснабжения и электроснабжения, которые, тем не менее, оставались естественными монополиями, поэтому их приватизация не могла привести к возникновению конкуренции на рынке. Несмотря на то, что Маргарет Тэтчер всегда выступала против приватизации железной дороги, считая, что это станет для британского правительство тем же, что и Ватерлоо для Наполеона I, незадолго до своей отставки она согласилась на приватизацию компании British Rail, которая была реализована уже её преемником в 1994 году.

 

В целом результаты от приватизации оказались двойственными, хотя потребители оказались в выигрыше благодаря снижению цен и улучшению производительности. Кроме того, благодаря массовой приватизации многие британцы стали акционерами, что легло в основу «народного капитализма».

 

Приватизация государственных активов сопровождалась финансовым дерегулированием с целью поддержки экономического роста. Джеффри Хау отменил валютное регулирование в 1979 году, позволив увеличить инвестирование капитала в иностранные рынки. А так называемый «Большой шок» 1986 года привёл к снятию большинства ограничений на Лондонской фондовой бирже. Правительство Тэтчер поддерживало рост в финансовом секторе и сфере услуг в качестве компенсации депрессивных тенденций в сфере промышленности. По словам политического экономиста Сьюзан Стрэйндж[en], эта политика привела к формированию «капитализма казино» (англ. casino capitalism), в результате которого спекуляции и финансовая торговля стали играть в экономике страны более важную роль, чем промышленное производство.

 

В период своего премьерства Маргарет Тэтчер проводила активную борьбу с влиянием профсоюзов, которые, по её мнению, негативно влияли на парламентскую демократию и экономические результаты ввиду регулярных забастовок. Первый премьерский срок Маргарет был отмечен рядом забастовок, организованных частью профсоюзов в ответ на новое законодательство, ограничившее их полномочия. В 1981 году в Брикстоне произошли серьёзные беспорядки, которые связывались с ростом безработицы, однако правительство Тэтчер не стало смягчать свою экономическую политику, являвшуюся причиной роста безработицы. В конечном итоге противостояние профсоюзов с правительством закончилось безрезультатно. Только 39 % членов профсоюзов проголосовало за Лейбористскую партию на парламентских выборах 1983 года. По мнению BBC, Тэтчер «удалось лишить профсоюзы власти почти на одно поколение».

 

В 1979 году количество забастовок в Великобритании достигло своего пика (4583 забастовки, количество потерянных рабочих дней — более 29 млн). В 1984 году, в год шахтёрских забастовок, в стране проходила 1221 забастовка. В последующие годы премьерства Тэтчер количество забастовок стабильно падало: в 1990 году их было уже 630. Падало и количество членов профсоюзов: с 13,5 млн в 1979 году до 10 млн человек в 1990 году (год отставки Тэтчер).

 

Для борьбы с растущей безработицей правительство Маргарет Тэтчер также пересмотрело систему помощи безработным: была урезана социальная помощь, снято регулирование квартирной платы государством, стимулировались неполный рабочий день, более ранний выход на пенсию, профессиональная переподготовка на более востребованные специальности, переезд в менее благополучные регионы страны. Кроме того, стимулировалось развитие мелкого бизнеса. Несмотря на значительный уровень безработицы в начале и середине 80, благодаря отходу от традиционной послевоенной политики полной занятости многие промышленные предприятия сумели значительно улучшить свою конкурентоспособность, сократив издержки. В свою очередь, это способствовало экономическому росту.

 

Неолиберальная политика Маргарет Тэтчер коснулась не только сферы экономики, финансов и трудовых отношений, но и социальной сферы, на которую правительство страны стремилось распространить те же самые принципы и использовать идентичную стратегию — снижение расходов, приватизация и дерегулирование. Подобная политика позволила, с одной стороны, распространить элементы рынка в этой сфере, с другой стороны — укрепить контроль над ней со стороны центрального правительства[114].

 

В первые годы премьерства Тэтчер сфера образования не была основным приоритетом для правительства страны, которое было больше занято борьбой с инфляцией и профсоюзами, однако уже в 1981 году, после назначения министром образования Джозефа Кейта, обозначился поворот в политике, который стал отражением стремления Маргарет Тэтчер взять под контроль деятельность образовательных учреждений и в то же время распространить на них рыночные законы, согласно которым выживает сильнейший, то есть школы, пользующиеся наибольшей популярностью. Среди важных достижений Тэтчер в этой сфере стало введение так называемых схем субсидирования районов, согласно которому обучение учеников могло быть частично или полностью оплачено за счёт государственных средств. Это позволило талантливым детям из бедных семей посещать частные школы, обучение в которых было платным. Кроме того, родителям учеников было предоставлено право самостоятельно определять место обучения своих детей, а не направлять их в те школы, к которым они были приписаны, а также являться членами управляющих советов школ.

 

Законом об образовательной реформе 1988 года в Великобритании вводились национальные учебные планы, в основе которых была идея получения учениками схожего образования независимо от типа школы и её местоположения. Были выделены «основные предметы», к которым были отнесены английский язык, математика и наука, а также «фундаментальные предметы» — история, география, технология, музыка, искусство и физика. В средней школе вводилось обязательное изучение иностранного языка.

 

Серьёзные меры были приняты со стороны Тэтчер по поводу снижения роли и самостоятельности местных органов народного образования, которые занимались финансовым управлением школ. Вместо них финансы были переданы под контроль управляющих, среди которых было много и родителей учеников.

Законом 1988 года также вводился новый тип учреждений среднего образования — городские технологические колледжи, которые получили финансовую поддержку со стороны государства (при этом также финансировались со стороны частных спонсоров и благотворительных взносов). Обучение в этих колледжах было бесплатным.

 

На период премьерства Маргарет Тэтчер пришлось возникновение эпидемии СПИДа, однако изначально Правительство страны оставалось безучастным в этом вопросе. Тема ВИЧ была поднята лишь в 1984 году, когда встал вопрос о необходимости обеспечения безопасности донорской крови. В результате в период с 1984 по 1985 год проблема СПИДа развивалась, в первую очередь, в контексте гемотрансфузии и борьбы с наркоманией.

 

Непопулярность этой темы в рамках деятельности британского правительства объяснялась несколькими причинами.

Во-первых, существовало представление о том, что новый вирус распространён в первую очередь среди гомосексуалистов и, в меньшей степени, среди других маргинальных групп, поэтому он мало угрожал обычным гражданам страны.

Во-вторых, Консервативная партия стремилась противопоставить себя лейбористам, которые выступали в поддержку прав сексуальных меньшинств. В значительной степени это объяснялось приверженностью консерваторов более консервативным взглядам в вопросе семейных отношений и семейных ценностей.

 

Исходя из этого, в 1986 году Министерство образования развернуло в школах кампанию против создания положительного образа гомосексуализма, а в 1988 году была принята известная поправка к Закону о местном самоуправлении, которая предписывала местным органам власти «не допускать содействия в распространении гомосексуальности или материалов с целью его поощрения», а также «не допускать в процессе обучения в школах материалов о приемлемости гомосексуальности».

 

В то же время принятая в 1986 году новая политика в сфере борьбы со СПИДом, заключавшаяся в распространении полового просвещения среди населения как единственно эффективного способа борьбы с эпидемией, предполагала сотрудничество и участие в её реализации групп наибольшего риска, в первую очередь гей-сообщества. Таким образом, Правительство к этому времени скорее придерживалось стратегии профилактических мер (призыв использовать презервативы, одноразовые шприцы), а не политики наказания или отчуждения основных групп риска, хотя и поддерживало образ гомосексуализма как аномального явления. В значительной степени, такая перемена в политике была вызвана боязнью эпидемии СПИДа среди гетеросексуальных пар, а также научными публикациями американских специалистов. Однако уже в 1989 году, по мере исчезновения тревоги в обществе по поводу эпидемии СПИДа, произошли очередные перемены в политике по этому вопросу. Маргарет Тэтчер, уверенная в преувеличении проблемы, распустила специальный отдел по вопросам СПИДа при Министерстве здравоохранения, а также отказалась финансировать академические исследования в сфере сексуального поведения. В результате, СМИ снова стали писать об этой проблеме как о беде гей-сообщества, а не традиционных сексуальных парах.

 

Заняв в 1970 году пост министра просвещения и науки, Маргарет Тэтчер стала членом Тайного совета Великобритании. Спустя две недели после ухода с поста она получила Орден Заслуг — отличительный знак членов ограниченного общества (ордена), учреждённого в Великобритании в 1902 году королём Эдуардом VII. Одновременно Дэнис Тэтчер стал владельцем наследуемого титула — баронетом.

 

В 1992 году Тэтчер стала пэром Палаты лордов с присвоением личного дворянства с титулом баронессы Кестивена в графстве Линкольншир и герба. В 1995 году она была назначена Елизаветой II дамой Благороднейшего Ордена Подвязки (высшего рыцарского ордена Великобритании).

 

В 1983 году Тэтчер была избрана членом Лондонского королевского общества, а после избрания в 1975 году лидером Консервативной партии стала первой женщиной-полноправным членом (в качестве почётного члена) Карлтонского клуба.

 

На Фолклендских островах, начиная с 1992 года, ежегодно 10 января отмечается День Маргарет Тэтчер в память о её визите на острова в 1983 году. Кроме того, в честь политика была названа улица в Порт-Стэнли, а также полуостров в Южной Георгии.

 

Маргарет Тэтчер была награждена Республиканской сенаторской медалью Свободы, а также одной из двух высших наград США для гражданских лиц, вручаемых по решению президента США, — Президентской медалью Свободы. Кроме того, она стала лауреатом Премии Свободы Рональда Рейгана. Тэтчер оказывает содействие стратегическому исследовательскому институту США Heritage Foundation, при котором в 2005 году был создан Центр свободы имени Маргарет Тэтчер.

В 1998 году  Маргарет Тэтчер было присвоено звание почётного гражданина Загреба. Являлась членом Бильдербергского клуба.

 

Источники информации:

Дополнительно на genone:

Последнее редактирование ответа: 29.01.2013

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Почему политика приватизации, которую вела Маргарет Тэтчер стала неотьемлимой частью «тэтчеризма»»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.