28988 авторов и 62 редактора ответили на 85259 вопросов,
разместив 135226 ссылок на 43432 сайта, присоединяйтесь!

В чем смысл института старчества?

РедактироватьВ избранноеПечать

Стáрчество — это один из видов подвижничества в Православии; широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны опытного в аскетической практике старца новоначальным монахом и другими, менее опытными в делах веры, а иногда вовсе не имеющими начальных знаний о ней людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с возрастом: бывает, что молодой по возрасту, но сильный в духовном отношении человек становится духовным руководителем многих монахов и мирян разного пола и возраста.

 

Степень контакта старца и руководимого им лица бывает различной. При наиболее полном выражении института старчества тот, кто вступает под руководство выбранного им старца, должен «полностью отречься от своей воли, своих разумений, своих желаний», т.е. «обязан полным, беспрекословным и совершенным послушанием» своему духовному отцу. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей опасение в греховности мысли (откровение помыслов).

 

Основой этих отношений служит вера в особый духовный характер этого руководства. Возможно руководство старца мирянином или монахом, которое определяет лишь основные направления духовной жизни, но оставляет значительный простор для выбора и не предполагает ни безусловного подчинения, ни непременного открытия помыслов. Степень обязательности выполнения указаний старца складывается при этом постепенно в ходе взаимодействия обеих сторон, меняется в зависимости от конкретных обстоятельств и дает многообразные варианты отношений старца с духовными чадами или учениками.

 

В русском Православии распространено также однократное или многократное, но редкое, обращение верующих людей к старцам по конкретным поводам, связанным с духовными трудностями или житейскими проблемами. Разовое обращение к старцу может повториться и перерасти затем в обретение в его лице духовного отца, т.е. постоянного наставника — но может остаться единственной беседой, играющей, тем не менее, значительную роль в жизни обратившегося человека. Считается, что, обратившись к старцу, следует выполнять его указание, так как он обладает даром прозорливости.

 

Предтечами старчества в христианстве в III–IV вв. н.э. был ииноки Антоний и Макарий Египетские. Многие авторитетные раннехристианские авторы считали такой род подчинения опытному руководителю одним из самых надежных путей духовного совершенствования. При этом они имели в виду не только духовную силу и опытность старца, но и благоприятность такого полного подчинения для преодоления собственной гордыни и обретения смирения.

 

Возникновение старчества как особого института относится к Х в., когда под влиянием исихазма (см.) на горе Афон (Греция) возникло объединение православных монастырей, ставших центром старческого водительства. На Руси подобную роль играли Киево-Печерская лавра (преп. Антоний и Феодосий Печеерские, XI в.), Троице-Сергиева лавра (преп. Сергий Радонежский, XIV в.), заволжские скиты и пустыни (преп. Нил Сорский, XV в.). На Руси старческое руководство в монастырях было двоякого рода: или настоятель ( игумен) был одновременно и старцем для братии, или же на нем лежала лишь хозяйственная часть, а духовное окормление было предоставлено другому иноку. Случалось и так, что настоятель был главным аввой (учителем), а другие старцы этого же монастыря — его помощниками.

 

 

В более узком смысле термин «старчество» относится к практике духовного наставничества, культивировавшейся учениками и последователями преп. Паисия Величковского (1722–1794), подвизавшегося преимущественно в Молдавии, но через своих учеников оказавшего большое влияние на развитие этого института в России XIX в. Старчество в это время процветало во многих обителях: Киeвo-Печерской, Троице-Сергиевой и Псково-Печерской лаврах, Оптиной и Глинской пустынях, Саровском и Валаамском монастырях и др. К таким знаменитым старцам, как преп. Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, приходило множество богомольцев из всех губерний и сословий страны. Известны были также старцы из белого, т.е. приходского духовенства (среди них — почитаемый праославными на рубеже XIX-XX вв. Иоанн Кронштадтский), а также старцы и старицы из мирян, которые, как считалось, достигли духовной высоты через подвижничество.

 

Русское старчество, стремясь к духовно-нравственному просвещению народа, само укреплялось за счет народного благочестия, подвижники которого нередко сами становились старцами. Так, настоятель-старец Валаамского монастыря, управлявший им в течение 37лет, о. Дамаскин был крестьянином Старицкого уезда Тверской губ.; старец Гефсиманского скита Варнава ( в миру Василий Ильич Меркулов) происходил из крепостных крестьян Тульской губернии; крестьянкой была игуменья-старица Крестовоздвиженского Белёвского монастыря монахиня Павлина, а игуменья-старица Евгения, основавшая Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской губернии, была дочерью тамбовского крестьянина. В начале XX в. центрами старчества оставались Оптина и Глинская пустыни, Саровский и Валаамский монастыри и другие обители.

 

В советское время, в период гонений на религию и Церковь, русское старчество сохранялось в скрытом или полуоткрытом виде. Обращение к старцам за постоянным духовным руководством или конкретным советом стало особенно актуальным для верующих в условиях закрытия церквей, ограниченного количества приходских священников и скованности их действий из-за запретов властей. Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими больных, силе их молитв тайно распространялись далеко за пределами районов их проживания и привлекали скрытый приток паломников. Из постоянно руководимых ими чад образовывались вокруг старцев неформальные общины, не порывавшие с легальной Церковью, но решавшие свои религиозные задачи и осуществлявшие тайные духовные контакты. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (ск. 1948), Лаврентий Черниговский (ск. 1950), Серафим Вырицкий (ск. 1949), иеросхимонах Сампсон (ск. 1979), старец Димитрий (ск. 1996), старицы блаженная Матрона (ск. 1952), схимонахиня Макария (ск. 1993) и многие другие.

 

В настоящее время в Русской Православной Церкви возрождаются традиции старчества в Валаамском, Псково-Печерском и некоторых других монастырях. Непростой опыт возрождения традиций старчества в Русской Православной церкви в к. ХХ — нач. ХХI в. помимо добрых плодов привел к появлению феномена т.н. «младостарчества» — порочного и осуждаемого явления в церковной жизни, когда некоторые священнослужители стремятся полностью подчинить себе волю и сознание своих духовных чад и злоупотребляют полномочиями, возложенными на них по церковному уставу.

 

Источники:

Дополнительно на Genon.ru о Библии и христианстве:

Последнее редактирование ответа: 10.09.2009

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«В чем смысл института старчества»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.